В Европе на публичный рынок впервые вышла космическая компания — Avio

На Итальянской фондовой бирже в Милане в понедельник 10 апреля начались публичные торги акциями компании Avio через слияние с публичной компанией Space 2. Объединенная компания будет называться Avio S.p.A. Это первый в Европе случай выхода производителя ракет-носителей на биржу.

Avio разрабатывает ракетные технологии вывода спутников на низкую околоземную орбиту (НОО). Avio называют «европейской SpaceX», но, конечно, Avio далеко до стратегических планов американской компании. Тем не менее, внимание к IPO космической компании отражает интерес к новой отрасли коммерческого космоса.

Avio — крупнейший производитель ракет-носителей в Европе с годовым доходом €280 млн и общим объемом заказов €900 млн. По выручке Avio сопоставима со SpaceX, но не планирует в обозримом будущем таких грандиозных проектов, как марсианская транспортная система или межпланетный «колонизационный» корабль от SpaceX.

В то же время, Avio совместно с итальянским космическим агентством изготавливает двигатели для ракет-носителей Ariane и Vega, а также боевых ракет для систем ПВО Aster и CAMM ER. Ariane — самая тяжелая европейская ракета, которая используется для вывода спутников на геостационарную орбиту. Vega — более легкая и дешевая ракета, которая может выводить на НОО спутники масок до 1500 кг. Ракеты Vega использовались, например, для запуска части группы спутников SkySat компании Terra Bella, ранее принадлежащей Alphabet Inc. (GOOG, NASDAQ). В настоящее время Avio работает над созданием новых версий ракет, которые будут летать с 2019 г.

Успех Avio как публичной компании зависит от развития американских конкурентов: SpaceX, ULA (альянс Boeing Company (BA, NYSE) и Lockheed Martin Corporation (LMT, NYSE)), публичной компании Orbital ATK, Inc. (OA, NYSE), частной космической компании Blue Origin, являющаяся проектом главы Amazon.com, Inc. (AMZN, NASDAQ). Конкурентов много, и большинство разрабатывают многоразовые ракеты нового поколения, которые у SpaceX уже успешно выполняют коммерческие рейсы. В то же время европейская космическая отрасль имеет громоздкую структуру, которая не оценила перспективы новых технологий, опираясь на традиционные одноразовые ракеты.

Космическая компания Avio объединилась со Space2, которая инвестирует в Avio половину своих активов (€154 млн) и будет владеть более чем двумя третями капитала акционеров Avio. В свою очередь Space2 является компанией, созданной холдингом Space Holding.

Следует иметь в виду, что спутниковая отрасль растет стремительно, и в ближайшее десятилетие работа найдется для всех операторов запусков и производителей ракет. Так, по прогнозам Leoni Corporate Advisors, в период с 2016 г. по 2020 г. будет запущено около 2600 спутников — вдвое больше, чем в 2010-2015 гг. При этом индустрия спутниковой связи в 2015 г. оценивалась в $208 млрд.

Инвесторы оценили Avio положительно. По итогам торгов рост стоимости акций объединенной компании составил 6,6% до €13,4.

Возможно, выход Avio на публичный рынок поможет в создании новой стратегии развития. Однако американские космические компании в данный момент выглядят более привлекательным направлением для долгосрочных инвестиций в коммерческое освоение космоса.



Новости рынка ценных бумаг