ВТО утверждает, что Airbus A380 и A350 продолжают субсидироваться правительством


В новом отчете ВТО утверждается, что самолеты Airbus A380 и A350 продолжают субсидироваться за счет правительственных займов.

Данное решение стало неожиданным поворотом в рекордном трансатлантическом торговом споре, касающемся взаимных претензий Европейского Союза и США о незаконных субсидиях флагманским авиапредприятиям Airbus и Boeing, который возник во время роста напряженности в мировой торговле и привлек внимание финансовых рынков в этом году.

Впервые США подали иск во Всемирную торговую организацию в 2006 году, утверждая, что Airbus, принадлежащий Германии, Франции, Испании и британской BAE Systems, получил $22 млрд (19,4 млрд евро) незаконных субсидий. По оценкам американских чиновников, субсидии привели к экономической выгоде европейского производителя более чем на  $200 млрд. ЕС предпринял ответные меры, заявив, что Boeing получил $23 млрд на свои исследования и разработки.

В прошлом году апелляционная инстанция ВТО выявила, что ЕС помогал Airbus субсидированными кредитами на разработку A380 и A350. ВТО также установила, что ссуды, подлежащие погашению по окончании проектов, не были выплачены и считаются незаконными субсидиями. Ранее в этом году ВТО представила встречные, выигрышные для ЕС доказательства того, что условия контрактов США и налоговые льготы для Boeing нанесли ущерб продажам Airbus.

В октябре Соединенные Штаты получили право ввести торговые пошлины на $7,5 млрд на импорт товаров из ЕС. Решение об аналогичных правах для ЕС должно быть принято в следующем году.

Недавнее решение Airbus прекратить выпуск слабо продаваемого A380 могло означать, что авиалайнер больше не будет рассматриваться как угроза конкуренции для Boeing 747. Производство планируется закрыть в середине 2021 года. В связи с тем, что A380 больше не включен в повестку дня, предполагается, что Соединенные Штаты должны сократить свои утвержденные тарифы на $2–5,5 млрд. USTR отклонил этот аргумент, заявив, что не видит оснований для снижения тарифов.

ВТО сосредоточилась на результатах расследования по A350, заявив, что незаконные субсидии ЕС повредили перспективам охвата доли рынка Boeing 787 Dreamliner.

Обе стороны могут опротестовать последнее решение ВТО, у них есть на это менее недели.

Апелляционный орган ВТО перестанет функционировать после 10 декабря из-за блокирования Соединенными Штатами новых назначений судей. До сих пор не ясно, будет ли органу разрешено выносить решения по апелляциям, поданным до этого срока.