Orbital ATK – инвестиции в самолетный запуск спутников

В частной космонавтике есть перспективное направление — транспортные системы, которые используют для вывода полезной нагрузки в космос самолеты вместо первой ступени ракет. Самолетную транспортную систему имеет публичная космическая компания Orbital ATK, Inc. (OA, NYSE), поэтому некоторых инвесторов интересует, насколько перспективно данное направление.

Основной бизнес Orbital ATK — это запуски с помощью традиционных ракет носителей. Однако компания на прошлой неделе объявила об очередном успешном запуске небольшого (61 кг) спутника CYGNSS с борта самолета.

Система состоит из самолета-носителя Lockheed Martin L-1011 Stargazer, к которому стыкуется ракетная ступень Pegasus с полезной нагрузкой

Самолет поднимается на высоту примерно 12 км и сбрасывает ракету, которая включает двигатель и поднимает спутник в космос. Тяжелые спутники с помощью такой системы запустить в космос нельзя, но у нее есть важное преимущество: низкая стоимость за счет отказа от первой ракетной ступени, самой дорогой части космических транспортных систем. К тому же, спутник выводится в космос всего за 10 минут (важно для некоторых экспериментов, требующих минимума перегрузок), причем из любой точки планеты. Pegasus может запускать разнообразную полезную нагрузку массой до 453 кг.

Система Pegasus может применяться для вывода в космос перспективных малых спутников, срочных запусков и проведения экспериментов в невесомости. В первые годы испытаний система Pegasus пережила массу отказов — примерно 20% пусков были неудачными (3 полностью, 2 частично). Это вызвало скептицизм инвесторов, но к настоящему времени инженеры Orbital ATK решили проблему надежности. Недавний старт — уже 29-й успешный запуск подряд. Всего было 42 миссии, запущено 86 спутников.

Схожая самолетная система запуска есть у частной космической компании Virgin Galactic. Однако компания первоначально разрабатывала свой самолет-носитель для запуска суборбитальных (подъем до 100 км, нижняя граница космоса) туристических самолетов. Вывод спутников также предусмотрен, но Virgin Galactic в этом направлении существенно отстает Orbital ATK, хоть проект Virgin LauncherOne и планирует очень низкие цены на запуск — примерно $10 млн.

Orbital ATK за один запуск получает $50 млн — и это очень хорошая выручка, даже в сравнении с традиционными пусками с помощью ракет-носителей наземного старта.

Таким образом, Orbital ATK смогла создать коммерчески выгодный проект на основе технологий, которые длительное время были сложной задачей даже для ведущих космических держав.

Это позитивный пример, который укрепляет уверенность в долгосрочных перспективах акций OA, которые за квартал подорожали на 15,53% до $87,48 на торгах 23 декабря.



Новости NYSE