Частной космонавтике открыли дорогу на Луну. Рынок получил реальные цели

Правительство США готово утвердить первую частную миссию, связанную с доставкой беспилотного зонда на Луну. Речь идет о миссии калифорнийского стартапа Moon Express, который планирует в 2017 г. отправить на спутник Земли 9 кг научной аппаратуры. Однако это не просто научно-исследовательская миссия, а разведка коммерческого потенциала Луны.

По мнению ученых, на Луне могут находиться гигантские запасы очень ценных веществ, например редкоземельных элементов, металлов платиновой группы и гелия-3 — потенциального топлива для термоядерной энергетики, которого на Земле в естественном виде попросту нет.


Образец аппарата Moon Express для тестирования системы посадки

В отличие от Земли, на Луне практически нет геологической активности, а значит эти ценные ресурсы буквально лежат на поверхности. Средства добычи и транспортировки минимально обработанного сырья на Землю могут быть созданы уже на данном этапе развития технологий. Таким образом, есть идея и технические средства, которые остается оформить в прибыльный бизнес.

Геологоразведка поверхности Луны — важный этап оценки рентабельности освоения спутника. В этом плане данное направление ничем не отличается от работы добывающих компаний на Земле.

С финансированием таких проектов пока нет проблем, ведь они в будущем могут принести прямой доход в десятки миллиардов долларов, не говоря уже о коммерческом эффекте использования на Земле технологий, разработанных для освоения космоса. Так, на прошлой неделе правительство Люксембурга сообщило о намерении инвестировать $225 млн в добычу полезных ископаемых на астероидах. Заниматься этой работой будет американская компания Deep Space Industries.

Разрешение правительства США имеет важное значение для отрасли, поскольку оно станет прецедентом, который откроет американским частным космическим копаниям дорогу для освоения космического пространства за пределами околоземного пространства. Кроме того, частные инициативы получат государственную поддержку, что ускорит запуск прибыльных космических проектов.


Первыми получат выгоду от освоения новых территорий поставщики космических транспортных услуг, такие как частная компания SpaceX или публичная компания Orbital ATK, Inc. (OA, NYSE). Последняя имеет космический транспортный корабль собственной разработки Cygnus и ракету-носитель Antares, то есть обладает готовой транспортной системой, которая уже успешно используется для снабжения Международной космической станции. За последние пять лет акции компании подорожали на 18%, но с момента выхода на публичный рынок в 1990 г. их стоимость поднялась на более чем 2100%. По мнению экспертов, компания в течение следующих двух лет будет генерировать свободный денежный поток в $1 млрд. Это с учетом не очень высоких современных транспортных потоков, которые могут вырасти в десятки раз после начала коммерческой экспансии в космос.

Следует понимать, что инвестиции в космос носят долгосрочный характер из-за высокой сложности разработки и длительных сроков постройки космических систем. В то же время потенциальные прибыли в этом сегменте также могут быть «космическими» благодаря глобальному характеру этого бизнеса. Например, технологии спутниковой связи и навигации сегодня без преувеличения — одна из основ нашей техногенной цивилизации. К тому же, современные быстрые и эффективные технологии производства, например 3D-печать, пришли и в космическую отрасль, где до сих пор использовался дорогостоящий ручной труд. Наряду с эволюцией ракет и кораблей, это создает предпосылки для повышения коммерческой эффективности космических полетов.



Новости NYSE