Тимур Турлов выступил на конференции НАУФОР «Розничный инвестор»


Тимур Турлов, генеральный директор ИК «Фридом Финанс», принял участие в дискуссии «От миллиона счетов к миллионам инвесторов», которая прошла в рамках конференции НАУФОР «Розничный инвестор».

Ежегодно НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка) собирает на одной площадке наиболее заметных участников отечественной финансовой сферы, чтобы обсудить в кругу экспертов текущую ситуацию и перспективы дальнейшего развития рынка.

Помимо Турлова спикерами сессии стали также Александр Дубров («Открытие Брокер»), Станислав Новиков (ФГ БКС), Дмитрий Панченко («Тинькофф Банк»), Ирина Кривошеева («Альфа-Капитал»), Владислав Кочетков («ФИНАМ»), Алексей Антонюк («Газпромбанк – Управление активами»), Владимир Яровой (Sberbank CIB), Иван Чебесков (Банк ВТБ). Модератором вновь выступила Анна Кузнецова (управляющий директор по фондовому рынку, член правления, ПАО Московская Биржа).

Дискуссия развернулась вокруг того, насколько розничным инвесторам нужна помощь профессионалов на фондовом рынке, а также о том, куда сейчас развивается сфера. Участники сошлись во мнении, что тренд на рост интереса к фондовому рынку продолжится, по сути, это уже необратимый процесс.

Конференция_1.jpg
Генеральный директор ИК «Фридом Финанс» Тимур Турлов в ходе дискуссии «От миллиона счетов к миллионам инвесторов»

Важной составляющей обсуждения стала тема полного перехода брокеров в онлайн. Здесь мнения разделились. Опыт одних профучастников говорит о том, что такая перспектива есть, другие же уверены, что пока этого будет непросто достичь в связи с тем, что очень во многих случаях клиенты испытывают потребность личного общения. В этом смысле не нужно стремится впереди желаний потребителей. В этом свете Тимур Турлов подчеркнул, что всеобщее упрощение, в том числе в инвестиционной сфере, может стать вызовом: «Считается, что ты достигаешь максимального совершенства, когда ты способен упростить продукт. За упрощением продуктов, интерфейсов, каналов продаж всегда следует определенный успех. Однако тут нельзя забывать: что, во-первых, индустрия не должна обгонять своего клиента и должна помнить о его потребностях. Индустрия очень хочет уйти в онлайн и ей это выгодно. Если мы окажемся сейчас на 10 лет впереди наших потребителей, то у нас может возникнуть определенный разрыв. Вторая гораздо более важная история касается того, что чрезмерная симплификация продукта, который сам по себе является сложным. В Америке, где мы имеем чудовищную пенетрацию, там 70-80-% активов домохозяйств сейчас это инвестиции в рынок ценных бумаг. У нас 80% инвестиций так или иначе под тем или иным видом эдвайзери находятся. Это не люди, которые самостоятельно совершают сделки. В лучшем случае это люди, которые используют финансовых советников для того, чтобы торговать. Когда ты пытаешься радикально упростить что-то очень сложное, ты вынужден о многом умолчать. И у клиентов складывается искаженное понимание продукта, который он покупает».

Участники панели также обсудили, какие инструменты наиболее интересны сегодня розничным инвесторам. Среди них, в частности, инструменты с фиксированной доходностью, и одно из важных направлений развития рынка – сделать такие бумаги доступнее. Кроме того, спросом пользуются уже готовые портфельные решения, такие как, например, ETF, причем последних наблюдается нехватка.

Большое внимание эксперты уделили вопросу генерации инвестиционных идей и проведения исследований брокерскими компаниями. Как пояснил Турлов, опыт показывает, что в России и США брокерская отрасль развивается несколько разными путями последнее время. В России акцент смещается на открытость и прозрачность, на максимальное раскрытие информации о том, как и на чем зарабатывает инвестиционная компания. «Американское регулирование идет в ровно противоположную сторону.  В классическом виде брокера в классическом виде свой комиссионный доход начинают терять и вместе с этим у них довольно сильно падает мотивация содействовать инвесторам, готовить для них research (исследования, аналитику)», - прокомментировал эксперт.

Нынешняя эпоха требует от участников фондового рынка быть внимательными и бдительными, так как сегодня любой инвестор неизбежно оказывается в центре информационной лавины. Задача брокера в этой ситуации помогать клиенту находить ориентиры: «Мы живем в эпоху fake news, и все мы учимся с этим жить и работать. Сейчас объем новостей, которые получает инвестор, стал радикально больше, чем это было 2-3 года назад. Вброс фэйковых новостей на фондовый рынок — это тоже большая серьезная проблема. Трастовые источники здесь становятся особенно важны, и речь не только про крупные и авторитетные СМИ, но и, собственно, про брокерские компании и инвестиционные банки, с которыми взаимодействует инвестор. Мы учимся плавать в этом большом океане информации и не до конца еще понимаем, как это сделать»